Сегодня я хочу рассказать вам о дыхательной гимнастике и о тренажерах, сделанных своими руками, для проведения дыхательной гимнастики. Вот уже много лет в своей работе я использую эти методы и приемы для укрепления и сохранения здоровья детей.
Мною замечено, когда ребенок начинает посещать детский сад, он подвержен частым респираторным заболеваниям, страдает от насморка и кашля. В этом году я приняла новых детей 2 – 3 лет. Для профилактики и укрепления здоровья в нашей группе я применяю в своей работе дыхательную гимнастику а, чтобы детям было интересно изготовила тренажеры- игрушки для проведения дыхательных упражнений.
Упражнения на дыхание широко используются как в работе по развитию речи детей, так и в оздоровительной работе. Они способствуют насыщением клеток кислородом, повышению общего тонуса, стимулируют работу сердца, мозга, нервной системы, улучшают пищеварение. А также медленный вдох помогает расслабиться и успокоиться.
Существует много различных методик правильного дыхания, самая распространенная и известная из них – дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Я стараюсь использовать дыхательную гимнастику на занятиях по развитию речи, физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, физкультминутках, и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи дыхательной гимнастики:
- Учит детей прислушиваться к своему дыханию.
- Улучшает обменные процессы и повышает иммунитет.
- Развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Свою работу я начала с того, что стала учить детей правильно дышать. Мы представляли, что живот — это воздушный шарик. На живот клала детям игрушку, и они следили за ней. Вдох игрушка поднималась, выдох – опускалась. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.
Мы разучили с детьми несколько упражнений «Рубим дрова» и «Часики» с использованием правильного дыхания. И конечно же выполнять упражнение на развитие дыхания всегда интереснее с использованием различных пособий.
Сегодня более подробно я хочу рассказать о тренажёрах, сделанных своими руками для проведения дыхательной гимнастики. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на нескольких детей. Я применяю их во всех видах деятельности. Они направлены на развитие правильного речевого дыхания. Задача педагога, следить за дыханием детей во время игр и исправлять ошибки.
Игра «Кто выше. Или не урони»
Эта игра не требует большой подготовки, можно брать любые легкие предметы и использовать их для всех детей. Я брали перышко, ватку, листочки, ленточки. Использовали стихи.
Стихи:
Мы на перышко (листик), подышим
Лети перышко выше.
Задача этого упражнения стараться не уронить легкий предмет.
Игра «Что внутри?»
В коробке находится картина по теме надели, она может быть любая. Могут быть спрятаны какие-нибудь предметы. Дети дуют и угадывают что спрятано. Потом вся группа рассказывает про этот предмет или картину.
Игра «Ветерок» и «Китенок»
С помощью этих пособий я учила наших детей вдыхать через нос, а выдыхать ртом. А также учила детей задерживать дыхание. Вдыхали ртом и некоторое время не дышали, а потом выдыхали.
Игра «Фрукты-овощи просят помощи»
Для этой игры я использовала стихи
Стих.
Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
Фрукты – овощи просят помощи.
Дети дули на червячка и старались сдуть его с яблока.
Игра «Душистый чай»
Такие чашечки мы с детьми сделали на аппликации и закончили занятие игрой на дыхание.
Стих:
Я люблю душистый чай,
Но не пью я сгоряча.
Я на чай слегка подую,
Так его и остужу я.
Игра: «Змей Горыныч»
Для активизации детского интереса можно использовать не только стихи, но и загадки и малые фольклорные формы.
Перед игрой я читала детям загадку, и они угадывали этого героя.
Загадка:
Он живет в народных сказках,
И с прохожими не ласков.
Огнем дышит как дракон,
И летать умеет он. (Змей Горыныч)
С помощью этого пособия, дети учились дышать носом. Закрывали пальчиком одну ноздрю и вдыхали, а выдыхали ртом, как Змей Горыныч.
Игра «Матрешка»
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?(Матрёшки)
Каждая матрешка держит в руках свой предмет. Мы использовали это пособие на тематические недели «Посуда». После того как дети узнавали предмет, мы рассказывали про него все что знаем.
Игра: «Когда это бывает»
В каждой бутылочке находятся атрибуты определённого времени года — снежинки из кусочков салфеток, жёлтые листья из цветной бумаги, цветочки. В крышках через отверстия вставлены трубочки. Если в них подуть, то начинается настоящее чудо-листопад, снежная буря, кружение цветочков.
Я читала загадки, и дети выбирали время года.
Загадки:
Снег на полях.
Лед на водах.
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Дети угадывали и выбирали правильное пособие.
Пришла без красок, без кисти,
И раскрасила все листья.
Солнце припекает.
Цветы расцветают.
Бабочки порхают.
Ягоды поспевают.
Когда это бывает?
Еще одна игра в дыхательной гимнастике.
Игра «Времена года»
Стихи:
Кто всю ночь по крыше бьет
И постукивает,
И бормочет, и поет —
Убаюкивает. (Дождь)
Выбирают пособие с капельками и все по очереди дуют на них.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На мою ладошку. (Снежинка)
Эти чудеса природы
Любят теплую погоду,
Солнце, воду и росу,
И жужжащую осу. (Цветы)
Игра «Веселые лягушата»
Это самый любимый наш тренажёр. При выдохе дудочка издаёт звук и раскручивается как язычок у лягушки. Дети делают вдох носом и выдыхают ртом.
Игры в свободное время «Футбол» и «Аэроболл»
Задача аэробола дуть в трубочку и пытаться удержать шарик на воздушной струе. Но эта игра уже для старшего возраста.
А футбол подходит и нашим детям и проходит очень интересно. Задача забить гол противнику в ворота, загоняя шарик воздухом из трубочки.
Работа по дыхательной гимнастике проводится систематически, игры сопровождают детей во всех режимных моментах. Отмечается улучшение физического тонуса и здоровья детей. Занятия всегда приносят детям заряд бодрости и хорошее настроение на весь день!
О режиме двигательной активности я писала здесь: https://puzakova.ru/rol-rezhima-dvigatelnoj-aktivnosti-dlya-zdorovya-doshkolnikov/
1 thought on “О дыхательной гимнастике в детском саду”
Comments are closed.