Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. В дошкольном возрасте закладываются основы физического и личностного развития.
Я заметила, что многие мои дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
У детей, которые большую часть времени проводят у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Вот уже много лет, в своей работе я использую методы и приемы для сохранения и укрепления здоровья детей. Движение — главное условие нормального роста и развития организма.
В детском саду мы придерживаемся режима двигательной активности в течении всего дня.
Из чего же состоит режим двигательной активности дня в детском саду?
- Утренняя гимнастика
- Физкультминутки
- Физкультурные занятия
- Прогулки
- Гимнастика после сна
- Динамический час
- Самостоятельная двигательная деятельность детей
Сегодня подробно я хочу остановиться на некоторых частях двигательного режима.
Утренняя гимнастика
Начать я хочу с утренней гимнастики, т.к. утренняя гимнастика занимает первое место в двигательном режиме. И от того с каким настроением присутствовал ребенок на утренней гимнастике зависит его день в детском саду. Задача утренней гимнастики разбудить организм, настроить его на дальнейшую работу. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, я не заставляю его, но причину такого поведения стараюсь выяснить и понять. Перед гимнастикой всегда проветриваю группу. У нас нет строгих правил, дети раскованы, я подбираю такие движения, чтобы ребенок, выполняя их получал радость. Во время проведения разных видов гимнастики, важно правильно дозировать физические нагрузки. Мои дети очень любят, когда я использую сюжеты во время гимнастики. Темы придумываю разные: осенняя прогулка, лесные жители, пожарная команда и др. В младших группах я выполняла движения вместе с детьми. А сейчас в подготовительной группе дети сами проводят гимнастику. Очень интересно у нас проходит гимнастика с предметами. Дети выполняют движения по названию или по показу других детей.
Мною замечено, что в следствии умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать успокаиваются, а малоактивные активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.
Таким образом, утренняя гимнастика становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине и порядку.
В то же время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.
Прогулка
Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которой дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности. Пребывание на улице является здоровье сберегающим и самым любимым видом деятельности детей. Смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой пере утомляемости.
Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Во время прогулки мы играем в подвижные игры, выполняем физические упражнения, также проводим спортивные игры с элементами соревнования. И конечно же самостоятельная двигательная активность очень широко используется на прогулке.
У нашего старшего воспитателя Людмилы Викторовны, возникла идея преобразовать окружающее пространство нашего сада. Для повышения двигательной активности детей на воздухе, были созданы зоны на асфальтовых площадках. Мы назвали их «Ходилки-бродилки». И теперь каждую прогулку во всех группах дети с удовольствием играют в эти игры.
Правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей, это способствует двигательной плотности. Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе их проведения совершенствуются разные виды движений. Интересно то, что одну и ту же игру можно проводить каждый день используя разные виды двигательной активности (бег, метание, прыжки, ходьба и т.д.). Игры на асфальте активизируют умственную деятельность, закрепляют знание прямого и обратного счета, форм, геометрических фигур, цвета и размеров. Также они тренируют координацию движений, сохраняют равновесие, воспитывают волевые черты.
Летом и в теплое время года игры на асфальте помогают нам интересно провести утреннюю гимнастику, самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательной активности.
Гимнастика пробуждения
Ну и еще одна из любимых частей двигательного режима детей моей группы – это гимнастика пробуждения. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно – закаливающий эффект. Несмотря на то, что дети еще сонные и некоторые из них включаются в действие не сразу, зарядка всегда проходит весело. Цель гимнастики пробуждения поднять настроение, устранить сонливость и вялость, улучшить тонус мышц.
К зарядке я всегда готовлюсь заранее: проветриваю группу, ищу материал, спокойную музыку, учу стихи. Очень любят дети игровые сюжеты: цирковое представление, морское приключение, насекомые, животные, и др. и с удовольствием перевоплощаются в них, изображая их повадки и движения. Начинаю проводить гимнастику с проснувшимися детьми, остальные подключаются позже. Говорю спокойным тихим голосом. Сначала проводим в постели 2-3 минуты, а потом снимаем пижамы и ходим босиком по массажным коврикам. Мои дети очень любят сюрпризные моменты, можно спрятать предметы в обувь или под подушку. Например, мячики, снежинки, звезды, сердечки и выполнять зарядку с ними.
А вот такие коврики сделали наши мамы.
Вторая часть гимнастики направлена на закаливание. Провожу ее с учетом индивидуальных особенностей детей, работаю с родителями. Если дети перенесли болезнь, какое-то время они не участвуют во второй части гимнастики. Сначала дети ходят по полу возле кровати, а потом по массажным коврикам и умывание холодной водой. Мы приучали наших детей к воде постепенно. Они открывали кран с водой, мочили одну ладошку и проводили ею по другой от пальцев до локтя, говорили «раз» и тоже проделывали с другой рукой. Потом мочили обе ладошки и умывали лицо. Через некоторое время длительность процедуры увеличилась, и они повторяли это два раза.
2 thoughts on “Роль режима двигательной активности для здоровья дошкольников.”
Comments are closed.