Детки-заметки

Рассказ о своем педагогическом секрете. Экспериментирование в детском саду.

семена

Вот уже много лет я работаю воспитателем. Это каждодневный творческий поиск и саморазвитие. Моя профессия это работа над собой, над своими профессиональными знаниями умениями и навыками.

В последние годы меня очень заинтересовала работа по организации деятельности детского экспериментирования.

Мною замечено, что дети очень любят все исследовать. Им все любопытно. Свою работу по экспериментированию с детьми я начала с конца младшей группы. Это были наблюдения за растениями. Дети учились ухаживать за цветами в уголке природы. Поливали, рыхлили землю, вытирали пыль.
эксперимент в детском саду

Вместе мы провели эксперимент. Что будет с цветком, если его долго не поливать? Ответ мы получили через де недели. Листики поникли и некоторые пожелтели. Этот опыт научил моих ребят самостоятельно следить за цветами и замечать происходящие с ними изменения. Но сколько было радости, когда мы полили цветок и листики его ожили.

Следующим нашим экспериментом была посадка лука на зелень, который мы сажали вместе. У каждого ребенка была своя луковица и своя емкость для посадки. Несколько луковиц, для наблюдения за корнями, мы посадили в воду. лук в детском саду

Дети получили ответы на вопросы: «Как растет лук? Как за ним ухаживать? Какие у него корни? Какого цвета луковицы? Почему у красного, белого и желтого лука всегда зеленые листья? »

В рамках трехлетнего проекта я разработала серию педагогических мероприятий с использованием экспериментальной деятельности.

Я превратила познание окружающего мира в увлекательную игру. Дети – ученые. Группа сада наша лаборатория по изучению проблем. Здесь мы находим ответы на вопросы, которые возникли у них. «Почему камень тонет, а лист плавает?»,  «Почему растаял снег?», «Какой песок лепится, а какой сыпется?», «Как согреть руки?»,  «Зачем нужна вода?», «Как изюминка пьет воду?»

Дети научились пользоваться приборами помощниками при проведении экспериментов: колбы, воронки, лупы, соломинки и др.

Я составила картотеку опытов, которые мои дети провели вместе со мной и самостоятельно.

Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Почему?» и «Как это сделать?»

В подготовительной группе дети захотели вырастить тюльпан для мамы на 8 – марта. Они уже имели опыт выращивания цветов на клумбе, в том числе и тюльпанов. Но можно ли вырастить цветы в группе? Были принесены несколько луковиц цветов и посажены в землю. Дети следили за ростом и развитием растений. К эксперименту привлекли и родителей. Они с интересом наблюдали за нашей работой.

Итог нашего эксперимента: проросли все луковицы, но некоторые, почему то остановились в своем росте. А другие пожелтели. Дети решили, что им было мало места. И возможно мало удобрений и света. В итоге вырос и распустился всего один цветок. Но и этого хватило для радости и рассказов дома. Цветок был выставлен в приемной на всеобщее рассмотрение.

Еще одной  нашей интересной работой стало наблюдение за ростом фасоли. Дети посадили фасоль в три стаканчика с песком, землей и глиной. В результате наблюдения в емкости с глиной фасоль  сгнила и имела неприятный запах. А в песке и земле выросла и даже цвела и мы получили плоды.Цветы в детском саду

В подготовительной группе дети самостоятельно задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают выводы. Свои результаты они записывали в дневник наблюдения. Это были рисунки детей. Мы его назвали «Наши открытия». Каждый мог провести собственный эксперимент и результат занести в наш дневник.

Таким образом, дети нашли ответ на вопросы: «Как растения пьют воду?», «Можно ли увидеть воздух?», «Почему снег греет?», «Как образуется иней?», «Дружат ли снег, вода и лед?», «В какой земле растениям лучше?» «Что растворяется в воде?» «Как сделать жидкость для мыльных пузырей?», и др.

В группе есть место, куда дети приносят предметы, о которых хотят что-то узнать. Это стол – удивлений. Мы собираемся вокруг него каждое утро и решаем. О чем сегодня будем говорить, о каком предмете будем узнавать что-нибудь новенькое.

Родители очень довольны и помогают нам во всем. Ведь знания и впечатления, полученные в детстве, останутся с ними навсегда. Я уверена, что однажды заинтересовавшись экспериментированием, ребенок пронесет свою любовь через всю жизнь.