Музейная педагогика приобрела в последнее время большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Поэтому музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. А что-то новое всегда интересно и мне.
Как мы создавали музей в нашей группе?
Однажды мы с ребятами прочитали сказку П.Бажова «Хозяйка Медной горы». И после этого решили побольше узнать о горах и их богатстве. Первыми нашими экспонатами были камни, привезенные детьми с моря и камни, найденные на улице. Так мы начали собирать наш мини-музей.
Назвали мы его «Музей камней и минералов»
Слово «мини» — говорит о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое ограниченное пространство. Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Наш музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, в них можно наряжаться. И это очень привлекает детей. К тому же в создании музея дети и родители принимали участие. Каждый из детей может быть экскурсоводом и рассказать о принесенных из дома экспонатах.
Задачи нашего мини-музея
Главная задача нашего мини-музея образовательно – просветительская, поэтому в нем собраны любые предметы, а не только подлинники, как в традиционных музеях. Например: у нас есть цветные камни из пластмассы и стекла, мы называем их по цвету: рубины, алмазы, изумруды и т.д. Эту коллекцию нам приобрели и подарила в группу родители. А я принесла натуральные камни собранные и подаренные мне моим дядей – геологом.
Создавая наш музей, мы стремились сформировать у детей представление о музее.
Дети узнали:
Какие бывают музеи? Что означает слово «Экспонат», «Экскурсовод». Для чего собирают экспонаты в музее? Как вести себя в настоящем музее? А еще наши родители впервые задумались, и повели детей в музеи нашего города.
Наш музей:
- развивает познавательные способности, творческое и логическое мышление;
- формирует проектно-исследовательские умения и навыки;
- учит самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Собирая камни для нашего музея, мы узнали, какие они бывают:
— что они твердые;
— тяжелые и тонут в воде;
— из них строят дороги, дома и делают скульптуры;
— что такое драгоценный камень и почему его любят женщины;
— какие бусы и кольца нравятся нашим девочкам;
— познакомились с профессиями, которые участвуют в добыче и обработке камней: геологи, шахтеры, каменщики, строители, ювелиры, скульпторы;
У нас в группе есть карта нашей страны и глобус мира. Там мы нашли горы, узнали каким цветом они обозначены на карте.
Все вместе с ребятами решили, что камни они не живые, но их можно оживить. Мы взяли краски и фломастеры, и превратили камни в животных, рыб, насекомых, растения.
У нас получился чудесный музей, мы показываем и рассказываем о нем ребятам из других групп.
И теперь все знают куда нести интересные камни.
А про то, какие опыты мы проводили с камнями читайте здесь: ООД по познавательному развитию. Тема: «Какие бывают камни?» Опыты